Профилактика и коррекция агрессивного поведения
у детей и подростков
Информационный блок
Введение. Понятие агрессии, её виды. Агрессивность личности, агрессивные реакции.
Агрессия – есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (например, стресс).
В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина:
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.).
Агрессия может проявляться как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся в данный момент обстоятельства.
Агрессивность (с лат. нападение) – это готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения. Это устойчивая характеристика поведения, которая проявляется вне зависимости от ситуации.
Агрессивность дремлет в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окружающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитания.
Одни используют агрессию, чтобы созидать, творить - конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы, свержение какого-либо насилия над собой (стояние в очередях, продвижение по службе, спортивные соревнования и т.п.).
Другие направляют ее на уничтожение, разрушение чего-либо. Этот вид агрессии - деструктивная агрессия – намеренное причинение вреда окружающим, нанесение ущерба.(Насилие, жестокость, ненависть, сварливость, гнев, самообвинение, раздражение). Осознанность, целенаправленность, способность планировать это нанесение ущерба. При деструктивной агрессии всегда должен быть ущерб.
Следует заметить, что мотивы и побуждения как конструктивной, так и деструктивной агрессии могут быть бессознательными, т.е. человек может не осознавать, что проявляет агрессию к кому- либо или чему- либо.
У агрессии нет плюса и минуса, оценка начинает появляться только тогда, когда агрессия проявляется намеренно, с целью причинения ущерба другому человеку.
Формы проявления агрессивных реакций:
- Физическая агрессия (нападение)– использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или ни на кого не направленная (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми).
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы, ругань).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства, может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость, резкость)
- Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
- Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Самая опасная – скрытая агрессия, когда человек проявляет её исподтишка, такая агрессия неконтролируема.
Самая простая – открытая агрессия, она контролируема.
Поэтому самый безопасный ребёнок – тот, который выражает агрессию, его можно проконтролировать, с ним можно работать.
Если известно, откуда возникает агрессия, то её можно проконтролировать, перевести на другое проявление, не агрессию. На начальном этапе важно перевести скрытую агрессию в открытую, не накапливать её в себе. Поэтому ребёнок с открытой агрессией – это нормальный, здоровый ребёнок, только его нужно научить не проявлять эту агрессию, а контролировать её, уметь выражать в спокойной ситуации, цивилизованным способом.
Становление и проявление агрессивного поведения у подростков.
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.
Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома.
Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.
И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.
Семья
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.
Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
Пренебрежительное отношение к ребенку также может вызвать проявление агрессивности ребенка. Ребенок чувствует, что ему уделяют мало внимания, не занимаются с ним, поэтому он ощущает себя одиноким. Такая ситуация может подтолкнуть его к тому, чтобы стать «трудным ребенком», т.е. проявляя агрессивность, он тем самым вызывает раздражение взрослых, заставляя их обратить на него внимание.
Чувство вины очень часто порождает агрессию. Чувство беспомощности – гнев. Страх, тревога, гнев и агрессивность очень тесно связаны между собой. Чувство гнева обычно относится к отрицательным эмоциям, но может быть и положительным эмоциональным проявлением.
Ситуативные предпосылки агрессивности
- Оценка другими людьми.
Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Однако здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя.
- Намеренность агрессии.
Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях основным запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Однако в тех случаях, когда противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще, и ответной агрессии не происходит.
- Восприятие агрессии.
Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще, больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большее количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев - телегероев, проявляющих враждебность и агрессию.
- Желание возмездия.
Агрессия, особенно в детском возрасте, может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что – либо.
Влияние окружения, а также формы и в особенности степень проявления агрессивности можно проследить путем сравнения поведения мальчиков и девочек. Неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат. Объясняется это тем обстоятельством, что открытые проявления агрессивности в поведении мальчиков родители наказывают, не так строго, как те же проявления у девочек.
Тот факт, что обычно мальчики более терпимо относятся к проявлениям агрессивности, чем девочки, следствие влияния окружения. Проявление агрессивности в поведении мальчиков можно с достаточной уверенностью экстраполировать на будущее: наиболее обидчивыми, легкоранимыми и склонными к открытому проявлению агрессивности бывают именно те взрослые, в поведении которых в детстве часто проявлялись вспышки ярости. В отличие от мужчин, у женщин такой связи не наблюдается.
Исследовательский блок
Специфика проявления агрессивного поведения
на разных стадиях подросткового возраста
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения дает необходимую ориентацию в характере сфер личности ребенка, развивающегося под воздействием различной микросреды, и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма критическое отношение к себе. Дети дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей преобладает физическая агрессивность и менее выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.
На второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет) ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется, обуславливаясь в значительной мере оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и дает сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена.
На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность. Агрессивность физическая и косвенная, негативизм повышаются несущественно.
На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности. (Таблица 1)
Проявления различных форм агрессивности
у подростков 10-15 лет
Возрастные группы
|
Формы агрессивности, %
|
физическая
|
косвенная
|
вербальная
|
негативизм
|
10-11-летние
подростки
|
47%
|
30%
|
46%
|
45%
|
12-13-летние
подростки
|
58%
|
46%
|
51%
|
64%
|
14-15-летние
подростки
|
59%
|
47%
|
74%
|
65%
|
Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Коррекционно – развивающий блок
Методы диагностики агрессивного поведения
- Наблюдение – метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования.
- Проективные методики:
- «Рисунок несуществующего животного»;
- «Тест руки»;
- «Дом – Дерево – Человек»;
- «Кинетический рисунок семьи»;
- опросник Басса – Дарки.
Диагностика агрессивности педагогов. Тест А. Ассингера
ТЕСТ А.АССИНГЕРА ПОЗВОЛЯЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ, ДОСТАТОЧНО ЛИ ЧЕЛОВЕК КОРРЕКТЕН В ОТНОШЕНИЯХ СО СВОИМИ КОЛЛЕГАМИ, И ЛЕГКО ЛИ ИМ ОБЩАТЬСЯ С НИМ.
ДЛЯ БОЛЬШЕЙ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТВЕТОВ МОЖНО ПРОВЕСТИ ВЗАИМООЦЕНКУ, КОГДА КОЛЛЕГИ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ДРУГ ЗА ДРУГА. ЭТО ПОМОЖЕТ ПОНЯТЬ, НАСКОЛЬКО ВЕРНА ИХ САМООЦЕНКА.
Технология комплексной коррекции агрессивного поведения (И.А.Фурманов)
- «Тренинг модификации поведения» для агрессивных подростков. Состоит из двух блоков: психодиагностика и психокоррекция.
- «Тренинг эффективности родителей».
- «Тренинг психологической компетентности учителя».
Как помочь агрессивному ребенку.
Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идёт об агрессивных детях. Работа педагогов с данной категорией детей должна проводиться в трёх направлениях:
1.Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2.Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3.Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Способы ситуативной саморегуляции
во время пребывания в напряженной ситуации
- Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние, самовнушение спокойствия и выдержки, необходимо для работы настроения: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «Я совершенно спокоен» и т.д.
- Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, пантомимике, характеру речи, наличию мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Контролировать внешнее выражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов самоконтроля: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли я?», «Не сжаты ли мои зубы?», «Как я сижу (стою)?», «Как я дышу?». В случае выявления признаков напряженности необходимо произвольно расслабить мышцы, удобно сесть (стать), установить спокойный ритм дыхания: сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание.
- Счет до 10, прежде чем совершить ответное действие.
- Скажи себе: «Успокойся и не делай ничего такого, о чем придется пожалеть позже».
- Активизация чувства юмора – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации: мысленно представить агрессивного партнера в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже; в клетке зоопарка; в детской шапочке и т.д.), простить партнеру его ошибка, несообразительность, эмоциональность.
- «Возьми себя в руки». Как только вы чувствуете, что рассердились, хотите кого-то ударить, что-то кинуть, лучше схватите себя за локти и сильно прижмите руки к груди – это поза сильного, выдержанного человека.
- «Фотовыставка». Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вздохните 3-4 раза, закройте глаза. Мысленно представьте, что вы попали на фотовыставку. На ней представлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, обидели или поступили с вами несправедливо. Вглядитесь в эти лица, внимательно рассмотрите эти портреты, выберите любой из них. Вспомните конфликтную ситуацию, связывающую вас с этим человеком. Постарайтесь еще раз мысленно припомнить себя в этой ситуации.
А теперь представьте, что выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте себя, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему, что он, по-вашему, заслуживает.
Представьте, что вы делаете с этим человеком всё, к чему побуждают вас ваши чувства. Не сдерживайте свои действия, делайте с ним всё, что хотите.
Когда закончите мысленную «расправу» с обидчиком, сделайте 3-4 глубоких вдоха и откройте глаза.
- Отвлечение – постараться как можно ярче представить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
- «Мусорное ведро». Напишите на листочке свои отрицательные эмоции, заканчивая предложения:
- Я обижаюсь на …
- Я злюсь на …
- Я боюсь …
Итак, вы выразили свои отрицательные эмоции. Листочек смять и выбросить в мусорное ведро, т.е. распрощаться с нашими плохими эмоциями – злость, обида, страх.
- Использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях):
- записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие;
- медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице;
- Сядьте удобно. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Мысленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. Проговаривайте про себя слова, сосредоточившись на их содержании, стремитесь представить образы слов:
зрительные образы - апельсин, море, цветы, поляна, нежный, светлый;
слуховые образы – шум волны, звон колокольчика, звуки скрипки, пение птиц;
- телесные представления – прикосновение к шелку, нежный пух, теплая вода;
- осязательные и обонятельные образы – вкус шоколада, аромат розы, запах моря.
- Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые восстанавливающее действуют на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться и т.д. Не надо блокировать их (сдерживать):
- возникающее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету; побоксировать подушку; «выпустить пар», комкать и швырять газеты;
- разрядить эмоции – выговориться до конца кому – либо. Когда человек выговаривается, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение;
- чтобы быстрее нормализировать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную физическую нагрузку (20-30 приседаний, бег на месте, подняться пешком на 3-5- й этаж);
- найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. Пусть это будет пустая комната. По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут;
- другой способ – «пустой стул». Представить, что на нем сидит человек, который обидел вас, излить чувства. Ему сейчас можно сказать всё, что хочется.
Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний
- Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
Для этого следует:
- Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается - делается к лучшему».
- Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
- Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться
достигнутым целям.
- «Не пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки.
Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
- Если возникла проблема, конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
- Взять за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.