Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Профилактика агресивности

Профилактика и коррекция агрессивного поведения

у детей и подростков

Информационный блок

Введение. Понятие агрессии, её виды. Агрессивность личности, агрессивные реакции.

         Агрессия – есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (например, стресс).

          В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина:

         Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам  и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.).

        Агрессия может проявляться как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся в данный момент обстоятельства.

         Агрессивность (с лат. нападение) – это готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения. Это устойчивая характеристика поведения, которая проявляется вне зависимости от ситуации.   

       Агрессивность дремлет в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окружающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитания.

      Одни используют агрессию, чтобы созидать, творить - конструктивная  агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы, свержение какого-либо насилия над собой (стояние в очередях, продвижение по службе, спортивные соревнования и т.п.).

        Другие направляют ее на уничтожение, разрушение чего-либо. Этот вид агрессии - деструктивная агрессия – намеренное причинение вреда окружающим, нанесение ущерба.(Насилие, жестокость, ненависть, сварливость, гнев, самообвинение, раздражение). Осознанность, целенаправленность, способность планировать это нанесение ущерба. При деструктивной агрессии всегда должен быть ущерб.

         Следует заметить, что мотивы и побуждения как конструктивной, так и деструктивной агрессии могут быть бессознательными, т.е. человек может не осознавать, что проявляет агрессию к кому- либо или чему- либо.

         У агрессии нет плюса и минуса, оценка начинает появляться только тогда, когда агрессия проявляется намеренно, с целью причинения ущерба другому человеку.

Формы проявления  агрессивных реакций:

  1. Физическая агрессия (нападение)– использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или ни на кого не направленная (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми).
  3. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы, ругань).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства, может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против  установившихся обычаев и законов.
  5. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость, резкость)
  6. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  7. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Самая опасная – скрытая агрессия, когда человек проявляет её исподтишка, такая агрессия неконтролируема.

Самая простая – открытая агрессия, она контролируема.

Поэтому самый безопасный ребёнок – тот, который выражает агрессию, его можно проконтролировать, с ним можно работать.

Если известно, откуда возникает агрессия, то её можно проконтролировать, перевести на другое проявление, не агрессию. На начальном этапе важно перевести  скрытую агрессию в открытую, не накапливать её в себе. Поэтому ребёнок с открытой агрессией – это нормальный, здоровый ребёнок, только его нужно научить не проявлять эту агрессию, а контролировать её, уметь выражать в спокойной ситуации, цивилизованным способом.

Становление и проявление агрессивного поведения у подростков.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.

         Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома.

         Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

         И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.

         Семья

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

         Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

         Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Пренебрежительное отношение к ребенку также может вызвать проявление агрессивности ребенка. Ребенок чувствует, что ему уделяют мало внимания, не занимаются с ним, поэтому он ощущает себя одиноким. Такая ситуация может подтолкнуть его к тому, чтобы стать «трудным ребенком», т.е. проявляя агрессивность, он тем самым вызывает раздражение взрослых, заставляя их обратить на него внимание.

Чувство вины очень часто порождает агрессию. Чувство беспомощности – гнев. Страх, тревога, гнев и агрессивность очень тесно связаны между собой. Чувство гнева обычно относится к отрицательным эмоциям, но может быть и положительным эмоциональным проявлением.

Ситуативные предпосылки агрессивности

  1. Оценка другими людьми.

Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе  может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Однако здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя.

  1. Намеренность агрессии.

Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях основным запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Однако в тех случаях, когда противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще, и ответной агрессии не происходит.

  1. Восприятие агрессии.

Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще, больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большее количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев - телегероев, проявляющих враждебность и агрессию.

  1. Желание возмездия.

     Агрессия, особенно в детском возрасте, может возникать как ответная реакция на    неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что – либо.

Влияние окружения, а также формы и  в особенности степень проявления агрессивности можно проследить путем сравнения поведения мальчиков и девочек. Неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат. Объясняется это тем обстоятельством, что открытые проявления агрессивности в поведении мальчиков родители наказывают, не так строго, как те же проявления у девочек.

          Тот факт, что обычно мальчики более терпимо относятся к проявлениям агрессивности, чем девочки, следствие влияния окружения. Проявление агрессивности в поведении мальчиков можно с достаточной уверенностью экстраполировать на будущее: наиболее обидчивыми, легкоранимыми и склонными к открытому проявлению агрессивности бывают именно те взрослые, в поведении которых в детстве часто проявлялись вспышки ярости. В отличие от мужчин, у женщин такой связи не наблюдается.

Исследовательский блок

Специфика проявления агрессивного поведения

на разных стадиях подросткового возраста

 Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения дает необходимую ориентацию в характере сфер личности ребенка, развивающегося под воздействием различной микросреды, и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

       На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма критическое отношение к себе. Дети дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей преобладает физическая агрессивность и менее выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.

       На второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет) ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется, обуславливаясь в значительной мере оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и  вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и дает сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена.

        На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность. Агрессивность физическая и косвенная, негативизм повышаются несущественно.

         На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности.  (Таблица 1)

Проявления различных форм агрессивности

 у подростков 10-15 лет

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

10-11-летние

подростки

 

47%

 

 

30%

 

46%

 

45%

12-13-летние

подростки

 

58%

 

 

46%

 

51%

 

64%

14-15-летние

подростки

 

59%

 

 

47%

 

74%

 

65%

      Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

Коррекционно – развивающий блок

Методы диагностики агрессивного поведения

  • Наблюдение – метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования.
  • Проективные методики:

- «Рисунок несуществующего животного»;

- «Тест руки»;

- «Дом – Дерево – Человек»;

- «Кинетический рисунок семьи»;

- опросник Басса – Дарки.

Диагностика агрессивности педагогов. Тест А. Ассингера

           ТЕСТ А.АССИНГЕРА ПОЗВОЛЯЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ, ДОСТАТОЧНО  ЛИ  ЧЕЛОВЕК  КОРРЕКТЕН  В  ОТНОШЕНИЯХ СО  СВОИМИ  КОЛЛЕГАМИ, И ЛЕГКО ЛИ  ИМ  ОБЩАТЬСЯ С НИМ.

           ДЛЯ  БОЛЬШЕЙ  ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТВЕТОВ  МОЖНО ПРОВЕСТИ ВЗАИМООЦЕНКУ, КОГДА КОЛЛЕГИ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ДРУГ  ЗА ДРУГА. ЭТО ПОМОЖЕТ ПОНЯТЬ, НАСКОЛЬКО ВЕРНА ИХ САМООЦЕНКА.

Технология комплексной коррекции агрессивного поведения (И.А.Фурманов)

  • «Тренинг модификации поведения» для агрессивных подростков. Состоит из двух блоков: психодиагностика и психокоррекция.
  • «Тренинг эффективности родителей».
  • «Тренинг психологической компетентности учителя».

Как помочь агрессивному ребенку.

Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

         Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идёт об агрессивных детях. Работа педагогов с данной категорией детей должна проводиться в трёх направлениях:

1.Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2.Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3.Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Способы ситуативной саморегуляции

во время пребывания в напряженной ситуации

  • Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние, самовнушение спокойствия и выдержки, необходимо для работы настроения: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «Я совершенно спокоен» и т.д.
  • Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, пантомимике, характеру речи, наличию мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Контролировать внешнее выражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов самоконтроля: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли я?», «Не сжаты ли мои зубы?», «Как я сижу (стою)?», «Как я дышу?».  В случае выявления признаков напряженности необходимо произвольно расслабить мышцы, удобно сесть (стать), установить спокойный ритм дыхания: сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание.
  •  Счет до 10, прежде чем совершить ответное действие.
  • Скажи себе: «Успокойся и не делай ничего такого, о чем придется пожалеть позже».
  • Активизация чувства юмора – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации: мысленно представить агрессивного партнера в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже; в клетке зоопарка; в детской шапочке и т.д.), простить партнеру его ошибка, несообразительность, эмоциональность.
  • «Возьми себя в руки». Как только вы чувствуете, что рассердились, хотите кого-то ударить, что-то кинуть, лучше схватите себя за локти и сильно прижмите руки к груди – это поза сильного, выдержанного человека. 
  • «Фотовыставка». Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вздохните 3-4 раза, закройте глаза. Мысленно представьте, что вы попали на фотовыставку. На ней  представлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у  вас злость, обидели или поступили с вами несправедливо. Вглядитесь в эти лица,   внимательно рассмотрите эти портреты, выберите любой из них. Вспомните   конфликтную ситуацию, связывающую вас с этим человеком. Постарайтесь еще   раз мысленно припомнить себя в этой ситуации.

     А теперь представьте, что выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте себя, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему, что он, по-вашему, заслуживает.

    Представьте, что вы делаете с этим человеком всё, к чему побуждают вас ваши чувства. Не сдерживайте свои действия, делайте с ним всё, что хотите.

     Когда закончите мысленную «расправу» с обидчиком, сделайте 3-4 глубоких вдоха       и откройте глаза.

  • Отвлечение – постараться как можно ярче представить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
  • «Мусорное ведро».  Напишите на листочке свои отрицательные эмоции, заканчивая предложения:
  1. Я обижаюсь на …
  2. Я злюсь на …
  3. Я боюсь …

Итак, вы выразили свои отрицательные эмоции. Листочек смять и выбросить в мусорное ведро, т.е. распрощаться с нашими плохими эмоциями – злость, обида, страх.   

  • Использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях):

- записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие;

- медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице;

- Сядьте удобно. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Мысленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. Проговаривайте про себя слова, сосредоточившись на их содержании, стремитесь представить образы слов:

зрительные образы - апельсин, море, цветы, поляна, нежный, светлый;

слуховые образы – шум волны, звон колокольчика, звуки скрипки, пение птиц;

- телесные представления – прикосновение к шелку, нежный пух, теплая вода;

- осязательные и обонятельные образы – вкус шоколада, аромат розы, запах моря.

  • Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые восстанавливающее действуют на человека.  Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться и т.д. Не надо блокировать их (сдерживать):

- возникающее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету; побоксировать подушку; «выпустить пар», комкать и швырять газеты;

- разрядить эмоции – выговориться до конца кому – либо. Когда человек      выговаривается, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение;

- чтобы быстрее нормализировать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную физическую нагрузку (20-30 приседаний, бег на месте, подняться пешком на 3-5- й этаж);

- найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает,  обижает, выплакаться. Пусть это будет пустая комната. По мере того как   эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут;

- другой способ – «пустой стул».  Представить, что на нем сидит человек, который обидел вас, излить чувства. Ему сейчас можно сказать всё, что хочется.

Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний

  • Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

           Для этого следует:

  • Жить под девизом «В целом все хорошо, а то,  что делается -  делается к лучшему».
  • Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и  пытаться изменить их к лучшему.
  • Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться 

    достигнутым целям.

  • «Не пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. 

    Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

  • Если возникла проблема, конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
  • Взять за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.

 

 

Разделы сайта