Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Методические материалы

Методический материал для проведения профилактической работы с детьми

Текст беседы с детьми

Сообщения

Материалы для проведения пятиминуток безопасности

Пятиминутки безопасности

Материалы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Сценарий мероприятия "Безопасная дорога"

Презентация к мероприятию "Безопасная дорога"

Методические рекомендации

по проведению психологической диагностики с несовершеннолетними, которые проживают в семьях с отчимами

         В соответствии с приказом отдела по образованию, спорту и туризму Костюковичского райисполкома от 29.03.2022 №132 «О выполнении протокола поручений комиссии по делам несовершеннолетних» педагогам-психологам поручено провести дополнительную психологическую диагностику с несовершеннолетними, которые проживают в семьях с отчимами с целью исключения фактов, негативно сказывающихся на жизни и здоровье детей и подростков, в том числе и в сфере их половой неприкосновенности.

         Жестокое обращение с ребенком подразумевает все многообразие действий (и бездействий) со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию. Определение жестокого обращения с ребенком учитывает:

• Актуальное состояние ребенка

• Как условия жизни в семье могут влиять на дальнейшем развитие и социальную адаптацию ребенка.

Основные виды жестокого обращения с детьми:

• Физическое насилие,

• Сексуальное насилие,

• Эмоциональное (психологическое) насилие

• Пренебрежение нуждами ребенка

 

Остановимся подробнее на сексуальном насилии

Сексуальное насилие в отношении детей включает большое количество действий и дополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребенка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или ребенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальными действиями. Отметим, что не все сексуальные насильственные действия включают раздевание и прикосновения.

Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в возрасте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло (то есть заключить договор молчания). Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.

Сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20-30% девочек и 10% мальчиков. Мальчики чаще, чем девочки, подвергаются насилию в более раннем возрасте. Хотя в общей сложности сексуальное насилие над мальчиками встречается в 3-4 раза реже, чем над девочками. В 75% случаев насильники знакомы детям. И только 25% насильников — совершенно незнакомые люди. В 45% случаев насильником является родственник, в 30% — более дальний знакомый (друг брата, любовник матери или бабушки). Среди родственников наиболее часто насилие совершается отцом, отчимом, опекуном, реже — братом или дядей.

Как правило, большинство педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда несовершеннолетние намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.

Учитывая особенности посттравматического синдрома, который обязательно развивается после травмы, люди с большим трудом рассказывают о насилии, даже в случае большого доверия к специалисту, работающему с ними. Установить факт сексуального насилия значительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию семейной тайны препятствуют чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком и другими членами семьи, которые знают о случившемся. Ребенку кажется, что, рассказав об этом психологу, он предаст отца или мать. Кроме того, слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева, связанного с переработкой стресса. Они опасаются, что если начнут рассказывать, то гнев усилится и они потеряют контроль над собой и своими чувствами. К тому же их всегда преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, почувствовав отвращение.

СЕКСУАЛЬНОЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ

Сексуальное злоупотребление — это ненасильственное использование ребенка в качестве сексуального объекта для удовлетворения своего сексуального влечения.

Сексуальным злоупотреблением считаются игры с ребенком сексуального содержания, изготовление с ребенка порнографических картин или фотографий, показ ребенку эротических картин, видеофильмов, разговоры о сексуальности или о связанных с сексуальностью вещах, неподобающим для его возраста эротическим способом и т. д.

Поскольку при сексуальном злоупотреблении насильственные действия, как правило, отсутствуют, то найти на ребенке физические признаки произошедшего не представляется возможным. Однако поведение ребенка меняется, и следует обращать внимание на появление новой и необычной черты в его поведении. Для подтверждения или опровержения гипотезы о возможном злоупотреблении используются специальные методы диагностики: детские игры, анализ рисунков, применение анатомически правильных кукол при беседах с ребенком и пр.

ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Сексуальное насилие над детьми или подростками — это такие сексуальные действия с ребенком, которые осуществляются с целью сексуального удовлетворения взрослого против желания ребенка и в условиях, когда он не в состоянии понять их по уровню своего развития, отказаться от них и защитить себя вследствие неравенства душевных и физических сил.

В случае сексуального насилия можно обнаружить и физические признаки произошедшего, и изменения в поведении ребенка.

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; кроме этого, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

гематомы (синяки) в области половых органов;

кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

боль в животе;

повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

болезни, передающиеся половым путем;

беременность (в случаях отказа назвать отца ребенка или у девочек от 9 лет с недостаточным уровнем психосексуального развития).

Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении ребенка, некоторые из них можно рассматривать и как первые проявления посттравматического синдрома.

А) Изменения в выражении сексуальности ребенка:

чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого, проституция.

Б) Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

замкнутость, изоляция, уход в себя;

депрессивность, грустное настроение;

отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

отчуждение от братьев и сестер;

терроризирование младших и детей своего возраста;

жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

В) Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;

принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

отрицание традиций своей семьи вследствие несформирован-ности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Г) Изменения самосознания ребенка:

падение самооценки;

мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Д) Появление невротических и психосоматических симптомов:

боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра);

головная боль, боли в области желудка и сердца.

Почему дети не рассказывают о насилии?

Во-первых, дети не всегда могут рассказать о происходящем по целому ряду причин: либо в силу своего возраста они еще не понимают смысла сексуальных действий; либо они не владеют достаточным словарем, чтобы это описать это; либо им могут не разрешать это делать. Кроме того, они могли попытаться рассказать, но их проигнорировали или не поверили, а иногда и упрекали за «фантазии». Их часто мучает вопрос: как будут их воспринимать окружающие, товарищи, учителя, если все раскроется? Страх быть отвергнутым, смешанный с чувством стыда и вины, мешает ребенку раскрыться, в то же время и жить с этим очень сложно.

Ребенок вытесняет, отказывается от воспоминаний, поскольку они слишком мучительны и потому что лишь так он сможет жить нормально. Таков механизм диссоциации травматического опыта, и это тоже одна из причин, по которой дети не рассказывают о насилии.

раскрытие.

Раскрытие преступления сексуального характера.

Различают случайные и намеренные раскрытия.

В первом случае факты насилия обнаруживаются случайно. Причиной такого раскрытия может стать случайный свидетель (третье лицо), иногда — раны и повреждения на теле, не соответствующие объяснениям ребенка; венерические заболевания; беременность и т. д. В этом случае ни насильник, ни жертва не готовы к раскрытию. И, как это ни парадоксально, жертва может отреагировать негативно на попытки изменить ситуацию и оказать ей помощь.

Задача психолога на этом этапе — информировать ребенка о том, что происходило, так как в большинстве случаев в силу психологических механизмов у жертв сексуального насилия в семье формируется искаженное представление о смысле, ценности и нормах сексуальных отношений. Кроме того, крайне важно оказание психологической поддержки жертве, поскольку раскрытие чрезвычайно травматично для нее, так как о происходящем узнают другие люди (родственники, друзья, соседи и т. п.).

При намеренном раскрытии одна из сторон сообщает о происходящем. Чаще всего это делают жертвы. Дети хотят поделиться своим секретом и получить поддержку (подруги, бабушки, учителя). Как правило, это происходит тогда, когда жертвы начинают понимать, что их используют, и уже нет сил терпеть все это.

Следует все же помнить, что обвинение в насилии может быть фальсифицировано. Иногда дети оговаривают взрослых, включая своих родителей, поэтому требуется особое внимание и тщательное изучение ситуации. Однако любые сообщения ребенка о насилии не должны быть проигнорированы взрослыми.

Подавление

Не имеет значения, каким образом все раскрылось, в любом случае семья стремится сделать все делом семейным, свести к минимуму происшедшее, надеясь, что ребенок обо всем забудет. Если насилие происходило в семье, то эта фаза особенно тяжела, поскольку семья оказывает давление на ребенка, сознательно или бессознательно добиваясь, чтобы он от всего отказался. Раскрытие насилия вызывает сильную душевную боль, так как ребенку кажется, что, рассказывая о произошедшем, он совершает предательство — преступление против отца и матери. В большинстве случаев после раскрытия сексуального злоупотребления происходит распад семьи, у всех ее членов развиваются травматические переживания.

Часто ребенок оказывается жертвой жизненных обстоятельств, оказавшись абсолютно беззащитным перед насильником. Кроме этого, добиться справедливости — наказать насильника бывает очень непросто, и ребенку приходится пройти через целый ряд достаточно тяжелых процедур (многочисленные экспертизы, дознание, суд и пр.), которые сами по себе могут быть травматичны для него, поскольку эмоционально возвращают в ту ситуацию, которую он всеми силами пытается забыть.        

Исследования показали, что насилие чаще проявляется в отношении детей младшего возраста и с более низким уровнем развития. Характер и глубина нарушений личности вследствие насилия будут также зависеть от возраста и уровня развития ребенка. Последствия для ребенка будут серьезнее, если насилие сопровождалось причинением боли и травмы. По сравнению с сексуальным злоупотреблением такие формы сексуального насилия, как половое сношение (оральное, анальное или вагинальное), для ребенка наиболее травматичны. Последствия насилия будут тяжелее и в том случае, если оно совершено близким для ребенка человеком. Если после обнаружения сексуального насилия члены семьи встанут на сторону ребенка, а не на сторону насильника, то для ребенка последствия будут менее тяжелыми, чем когда он не получит защиты и поддержки.

 

Последствия физического и сексуального насилия

Предлагаем рассматривать последствия сексуального насилия, пережитого ребенком, с учетом его возрастных особенностей. В разные периоды жизни реакция на подобную травму проявляется по-разному.

Ниже описаны наиболее частые симптомы, характерные для детей и подростков разных возрастов:

детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;

у дошкольников психосоматические симптомы выражены в меньшей степени, на первый план выступают эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности) и нарушения поведения (регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация);

у детей младшего школьного возраста — амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;

для детей 9-13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, диссоциативные эпизоды —чувство потери ощущений; в поведении: изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;

для подростков 13-18 лет — отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.

Маленькие дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы, а это крайне важно для преодоления стресса. У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена травма, тогда как постороннему взрослому это очевидно. Неоднократное переживание произошедшего травматического случая может проявляться в качестве эпизодов в воображении, неожиданных и внезапных воспоминаниях, в форме повторяющихся игр, в которых прослеживается тема или аспекты травмы. Эти игры носят однообразный характер, в них монотонно повторяется один и тот же сюжет, ребенок не вносит туда никаких изменений или развития. После таких игр, как правило, отсутствует катарсис, то есть дети не испытывают облегчения, поэтому все повторяется сначала.

Косвенными признаками, указывающими на наличие травматического опыта, может стать повышенная тревожность дома или в школе, связанная со страхами или фрустрирующими обстоятельствами, чего раньше не наблюдалось.

Проявления симптоматики во многом зависят от стрессогенности травмы и от индивидуальной толерантности (переносимости) к стрессу, которая обусловлена не только возрастом и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, но и целым рядом жизненных обстоятельств (в какой степени ребенок зависим от насильника, получил ли он поддержку от взрослых и т. д.).

Жертвам физического и сексуального насилия свойственны подозрительность и недоверие к людям, поскольку они пережили предательство со стороны родителей, физическое или сексуальное нападение, издевательства. Превратившись в козла отпущения, они постепенно теряют надежду на родительскую любовь, признание и поддержку. Поскольку у них нет доверия к родителям, то им трудно формировать доверительные отношения и с другими, из-за этого круг общения сужается, они становятся замкнутыми.

Плохая успеваемость детей с посттравматическим стрессовым расстройством зачастую обусловлена трудностями концентрации внимания, так как их мысли постоянно заняты проблемой своего существования в качестве жертвы, а также титаническими усилиями, направленными на вытеснение всплывающих травматических воспоминаний. Ребенок пристально следит за всем, что происходит вокруг него, словно ему угрожает постоянная опасность не только внешняя, но и внутренняя, которая состоит в том, что нежелательные травматические впечатления прорвутся в сознание. Социальная изоляция ребенка может распространиться на все школьное окружение и постепенно привести к уклонению от обучения.

Для детей-жертв физического и сексуального насилия характерно использование неконструктивных механизмов психологической защиты, которые ограждают ребенка от осознания неприятных собственных и чужих чувств, воспоминаний и действий. Цель психологических механизмов защиты заключается в сохранении «Я» и снижении тревоги. Для отторжения своих травматических воспоминаний жертвы насилия используют отрицание, проецирование, изоляцию чувств, диссоциацию и расщепление.

К одному из важных признаков сексуального насилия относится гиперсексуальное поведение ребенка. У детей-жертв дошкольного возраста отмечается высокий уровень эротизации: они сексуально возбуждаются в результате самой повседневной физической и психологической близости, поскольку не могут отличать психологически близких, любящих и дружеских отношений от сексуальных. Пережившие сексуальное насилие дети любого возраста ведут себя соблазняющим образом как со сверстниками, так и со взрослыми.

Маленькие жертвы могут воспроизводить сексуальные действия в играх со сверстниками. Это также является сигналом опасности, который должен привлечь внимание родителей и специалистов. Часто у детей возникает компульсивное желание, и они пытаются сами себя сексуально удовлетворить, независимо от времени, места или присутствия кого-либо, то есть мастурбируют.

В подростковом возрасте для них характерны случайные половые связи, часть девочек впоследствии занимается проституцией.

Кроме появления гиперсексуальности или, наоборот, панического избегания сексуальных стимулов, у жертв сексуального насилия происходит нарушение половой идентификации. Деформация половой роли в результате сексуального насилия встречается как у девочек, так и у мальчиков. Девочки начинают отождествлять свое поведение с мужским поведением, что часто выражается уже в фантазийных играх раннего детства, когда они выбирают себе роли или героев, обладающих мужскими качествами.

У девочек-жертв подросткового возраста отмечаются трудности в формировании стабильной женской идентификации, так как они отождествляют себя больше со своим доминирующим отцом, чем с пассивной матерью, особенно если последняя публично подвергалась эмоциональному и физическому насилию. Эти девочки чувствуют себя несчастными оттого, что родились не мальчиками. Предпочитая носить мужскую одежду, они скрывают под ней презираемые ими отличительные признаки своего пола. Они принимают участие в экстремальных видах спорта или грубых играх, требующих мужских качеств, предпочитают компании сверстников мужского пола.

Иногда их тело (особенно девочкам-подросткам) кажется причиной насилия, поэтому они пытаются сделать его непривлекательным для насильника. Они начинают худеть или, наоборот, много есть, прятать тело под длинной одеждой, для них также характерны попытки самоистязания или самонаказания.

Для некоторых жертв сексуального насилия характерно сексуально-агрессивное поведение по отношению к сверстникам или сестрам-братьям, напоминающее поведение взрослого насильника. Половая идентификация мальчиков, подвергшихся сексуальному насилию, очень хрупкая, иногда сопровождается «чрезвычайно мужественным» компенсаторным поведением и боязнью людей, а иногда их поведение отличается фемининностью.

У детей-жертв сексуального насилия вне зависимости от пола встречаются нарушения сексуальной ориентации, среди которых наиболее выделяются гомосексуальные отношения.

Выявлена достоверная связь между детским сексуальным насилием и различными формами саморазрушающего поведения, вплоть до попыток суицида, которые могут возникнуть уже во взрослом состоянии.

Таким образом, последствия ПТСР оказывают влияние в целом на психику ребенка и проявляются во взрослой жизни в форме аддиктивного и девиантного поведения, психосоматических заболеваний, нарушений половой идентификации, нарушений сексуальных отношений с партнером и т. д. У физического и сексуального насилия есть схожие и отличающиеся последствия, что следует учитывать в психотерапевтической работе. Выявление детей, подвергшихся насилию, и оказание им помощи - лучший способ препятствовать распространению насилия в следующих поколениях .

 

Диагностика для выявления насилия

Для выявления ситуации насилия с несовершеннолетними, используйте все вышеперечисленные признаки для наблюдения.

Также предлагаем использовать следующий диагностический инструментарий:

  1. Карта наблюдений для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008) (начиная с дошкольного возраста)
  2. Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения» (Волкова Е.Н., 2008)
  3. «Цветик-восьмицветик» и «Паравозик» (с 2,5 лет)

(см. приложение)

 

Также дополнительно можно использовать другие методики в соответствии с механизмом сопровождения несовершеннолетних, ставших жертвами насилия (в приложении 2):

  1. «Рисунок семьи» (для детей от 4 лет и старше)
  2. «Кинетический рисунок семьи» (для детей, начиная с младшего школьного возраста)
  3. «Несуществующее животное» (от 6 лет и старше)
  4. Метод серийных рисунков и рассказов (Никольская И.М., 2010) (от 7 лет)
  5. «Дом. Дерево. Человек»
  6. Детский апперцептивный тест САТ (3-10 лет)
  7. Методика САН (самочувствие, активность, настроение) – подростки

и др. методики

 

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА, ПОДВЕРГШЕГОСЯ СЕКСУАЛЬНОМУ НАСИЛИЮ

Беседуя с ребенком, важно учитывать следующее:

Прежде всего важно оценить собственное отношение к данной проблеме, к насилию и к сексуальному насилию, в частности. Взрослый, у которого есть собственные проблемы, связанные с сексуальной жизнью, может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком, он с трудом вызовет его доверие и в итоге вряд ли сможет ему помочь. Следовательно, необходимо оценить, имеют ли место какие-либо аспекты феномена переноса.

Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает произошедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Если специалист хочет достигнуть поставленной цели, он должен принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия, которые использует сам ребенок.

НЕЛЬЗЯ давать две противоречивые инструкции одновременно:

говори обо всем, что случилось;

не говори неприличных слов.

 

Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия. Однако во время беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем случае не оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так».

Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакциивзрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения.

Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой сексуального насилия, должен быть готов затратить на это стольковремени, сколько потребуется, иногда это может происходить в течение нескольких часов.

Ребенок, как правило, ничего не сообщит о насилии, если беседа с ним будет проходить там, где насилие было совершено. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительнойработы, приятным и комфортным для ребенка.

Речь взрослого, тон его голоса не должен быть интимным, аскорее легким и деловым. Также не следует навязывать ребенку усиленный и непрерывный контакт глазами — это может его напугать.Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенкадистанцию между взрослым и ребенком.

Необходимо избегать прикосновений и таких форм телесного контакта, как поглаживание руки, трепание по волосам, прижимание к себе, которые дают хороший эффект при установлении контакта в обследованиях и беседах по другим поводам. В данном случае это может напугать ребенка.

Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы.

Нельзя давать обещаний и говорить ребенку «Все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и, возможно, судебное разбирательство, вряд ли будут приятны ребенку.

В отдельных случаях необходимо заранее определить, кто будет беседовать с ребенком: мужчина или женщина, это зависит оттого, кто был насильником. Если специалист чем-то напоминает насильника, это может значительно осложнить беседу.

Целью беседы заключается в том, чтобы ребенок как можно больше сообщил о факте сексуального насилия, стараясь при этом как можно меньше его травмировать. Трудность состоит в том, что дети не хотят об этом говорить. Но если, желая получить как можно больше информации, специалист будет оказывать на него давление, беседа может травмировать ребенка. Поэтому очень важно установление успешного контакта с ребенком.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ

Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо установить с ним контакт.

Создать доверительное отношение. Ребенок будет более откровененным, сообщит больше подробностей, если будет доверять своему собеседнику.

Разговор будет менее болезненным для ребенка, если между ним и взрослым достигнуто доверие. Ребенку будет легче рассказывать, если он будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника.

Беседа должна преследовать две цели: добиться доверия со стороны ребенка и получить как можно больше нужной информации. Специалист должен ориентироваться на каждый конкретный случай, на возраст и на особенности интеллектуального развития ребенка.

Существуют различные пути, чтобы начать беседу:

маленьким детям можно предложить игру и вместе поиграть; через некоторое время можно задать общие вопросы о семье, друзьях и т. д. Если ребенок чувствует себя хорошо, ему стараются объяснить цель обследования;

можно вначале дать небольшое пояснение о целях обследования, а потом общие темы или игры;

более старшим детям целесообразно объяснить цели обследования, чтобы уменьшить напряжение, сказать, почему проводится это обследование. Затем поговорить на нейтральные темы: школа, хобби, свободное время, семья.

Трудность при обследовании заключается в том, что ребенку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло. Он точнее и легче выразит это своим поведением, действиями. Менее травматично выразить все в игре.

Возможны следующие варианты:

  • игра с куклами: для детей от 2 до 7 лет;
  • рисование: для детей от 5 лет;
  • рассказывание историй: для детей школьного возраста, имеющих языковые способности и достаточный словарный запас.

(Описание процедуры использования данных приемов приводится ниже.)

При обследовании обращается внимание на то, как часто отмечаются сексуальные проявления в высказываниях и поведении ребенка.

Игра с куклами

Дети, которые не испытали сексуального насилия, воспроизводят в игре свою повседневную жизнь. Дети, пережившие сексуальное насилие, часто ведут себя следующим образом: они раздевают кукол, разглядывают их между ног, делают сексуальные замечания, кладут их вместе в кровать, проигрывают сексуальные роли. Обе группы детей играют так, как это происходило и происходит с ними на самом деле.

Рисование

Рисунки детей служат потенциальными индикаторами сексуального насилия, что может помочь специалисту определить, имело ли место насилие. Как уже было сказано, большинство детей отказываются признавать факт насилия в силу испытываемых ими негативных эмоций и внутренних когнитивных конфликтов. Sorensen и Snow (1991) указывают, что дети в возрасте от 3 до 5 лет чаще всего непроизвольно раскрывают факт сексуального насилия; подростки в возрасте от 13 до 17 лет делают это целенаправленно. Дети от 6 до 12 лет не имеют ни малейшей склонности говорить о насилии ни непроизвольно, ни намеренно, и это представляет наибольшую трудность в работе специалистов с ними.

Прежде чем определять потенциальные индикаторы сексуального насилия по рисункам, специалисты должны хорошо изучить рисунки детей «в норме», поэтому часто бывает удобно предлагать рисование большой группе детей, например всему классу, чтобы на фоне «нормы» выделить отклонения.

Специалист может предложить ребенку различные варианты рисунков:

  • нарисовать картинку (без темы);
  • нарисовать картинку о своей семье;
  • нарисовать картинку о себе самом.

 

Дети, испытавшие сексуальное насилие:

  • рисуют картинки, на которых отчетливо виден повседневный интерес к сексуальным темам и повышенное восприятие сексуальности (грудь у себя самой, пенис у животных);
  • рисуют людей во время сексуальных действий;
  • часто особое внимание уделяют нижней части тела (например, очень подробно рисуют молнию на брюках). Дальнейшие комментарии, касающиеся содержания рисунка, позволяют убедиться в том, что рисунок имеет сексуальную направленность;
  • на рисунке отображают чувства, которые являются реакцией на то, что они испытывали (гнев, страх, беспомощность);
  • в рисунках иногда дети специально уклоняются от сексуального содержания, например, 10-летняя девочка рисует мать штрихами;
  • эмоциональное состояние ребенка передается посредством нарисованной им мимики. Слезы и нахмуренные брови говорят о печали или депрессии. Если изображенная улыбка неадекватна всей нарисованной сцене, то, скорее всего, она показывает, что ребенок скрывает истинные чувства или понимание ситуации. Нарисованный большой рот в виде круга говорит об имевшем место оральном сексе;
  • чересчур выделенные и в изобилии нарисованные волосы на рисунке или полное их отсутствие также говорят о наличии сексуальной тревожности, растерянности или неадекватности;
  • отсутствие рук на рисунке свидетельствует о потере контроля над событиями или о наличии чувства вины, связанного с какими-либо действиями с руками;
  • преувеличенные руки могут говорить о тревоге или вине в отношении мастурбации, сексуальной агрессии или другого вида сексуального поведения. В целом изображение рук (или их отсутствие) отражает то, как дети воспринимают свое взаимодействие с окружающими;
  • отсутствие на рисунке нижней части тела говорит об отрицании как механизме защиты ребенка в ситуации насилия;
  • наиболее закрашенные части тела, в частности гениталии или рот, отражают высокую степень тревожности жертвы насилия;
  • выделенные на рисунке фаллические символы (дымовые трубы, деревья, телефонные трубки) или, наоборот, их отсутствие там, где им следовало бы быть, является индикатором тревожности, связанной с мужской сексуальностью или отношениями с мужчинами.

После того как ребенок закончил рисунок, нужно спросить, что на нем изображено. Побудить к тому, чтобы ребенок назвал отдельные части тела. Необходимо обратить внимание на то, что бросается на рисунке в глаза (например, почему так широко расставлены ноги).

Рассказывание историй

Рассказывание историй может быть:

по стандартным тестам (картинкам);

по специально разработанным тестам.

Специалист просит ребенка рассказать истории по этим картинкам. Необходимо обратить внимание на следующее:

сексуальный комментарий к изображенным лицам, подчинение сексуальным мыслям, исходит ли ребенок из того, что изображенные лица принимают участие в сексуальных действиях;

выражение сексуальных мыслей и чувств у ребенка.

Если отчетливо выражены сексуальные проявления (высказывания, невербальный интерес и т. д.), специалист должен сразу же фиксировать их для себя. Только если сексуальные темы у ребенка проявляются часто, можно говорить о сексуальном насилии.

Однако необходимо перепроверить это с помощью как можно большего количества методов, помня о возможных ошибках. Проигрывается, проговаривается, обсуждается то, что ребенка волнует в данный момент.

Если специалист рассказывает о цели обследования, тем самым он вызывает у ребенка воспоминания о пережитом, однако это происходит не всегда. Всплывут ли сексуальные воспоминания, зависит от того:

как часто ребенок подвергался насилию;

сколько времени прошло с последнего случая;

в какой степени ребенок травмирован.

То, что ребенок во время игры или рассказывания историй уделяет большое внимание сексуальной стороне и странно себя ведет, указывает на то, что он испытал сексуальные переживания. Тем не менее, иногда и этого бывает недостаточно, чтобы утверждать наличие сексуального насилия.

 

 

Педагоги-психологи ГУО «Костюковичский районный

социально-педагогический центр»

С.В.Пузанкова

О.А.Боровикова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Карта наблюдений

 

Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.

 

Ф.И.О. опрашиваемого _______________________________________________________

Ф.И.О. ребенка, возраст_______________________________________________________

Дата _______________________________________________________________________

 

 

Индикатор

Да

Нет

1

Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос

 

 

2

Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт

 

 

3

Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых

 

 

4

Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется

 

 

5

Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии (настроения)

 

 

6

Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям

 

 

7

Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять

 

 

8

Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики; преувеличенность в одежде, косметика – девочки)

 

 

9

Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя

 

 

10

Негативно относится к замечаниям

 

 

11

Агрессивен (кричит, употребляет силу). Пристает к более слабым детям

 

 

12

Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям

 

 

13

Не заинтересован в учебе

 

 

14

Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых

 

 

15

Непунктуален, нестарателен

 

 

16

Бесцельно двигает руками Разнообразные «тики»

 

 

17

Грызет ногти

 

 

18

Слишком инфантилен в речи. Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово

 

 

19

Родители сознательно лгут, оправдывают отсутствие ребенка в школе

 

 

20

Выглядит так, как будто очень плохо питается

 

 

21

Частые вирусные заболевания, головные боли

 

 

 

 

Методика направлена на выявление внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия. Данная методика подтверждает результаты предыдущих методик. Карта заполняется учителем, воспитателем, социальным педагогом, т. е. любым взрослым специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком.

 

Все вопросы разделены по шкалам:

«Недоверие к новым людям и ситуациям»: 1, 2, 3;

«Депрессия и уход в себя»: 4, 5, 6;

«Тревожность по отношению к окружающим»: 7, 8, 9;

«Враждебность по отношению к окружающим»: 10, 11, 12;

«Недостаток социальной нормативности»: 13, 14, 15;

«Невротические симптомы»: 16, 17, 18;

«Неблагоприятные условия среды»: 19, 20, 21.

 

В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, работающий с ребенком, можно более или менее достоверно определить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.

Методика диагностики

представлений ребенка о насилии

«Незаконченные предложения»

Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии. Используется для подростков и раннего юношеского возраста. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому ребенку дается бланк с предложениями, которые ему нужно закончить.

 

Время проведения 15 мин.

 

Ответы на вопросы 2, 7, 9, 13, 18, 19 характеризуют эмоциональный

аспект представлений ребенка о насилии, 3, 4, 11, 20 — когнитивный,

1, 8, 10, 12, 14, 16 — поведенческий аспект. Интерпретация полученных результатов проводится методом контентанализа.

С помощью данной методики можно диагностировать три важнейших параметра, а именно: какое представление ребенок имеет о насилие

как о явлении; с какими эмоциями приходится сталкиваться ребенку,

с чем связаны эти эмоции; какое поведение является приемлемым для

ребенка в ситуации насилия.

 

Инструкция: перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, который первым пришел к тебе в голову. Это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Ф.И.О._____________________________________________________________________

Дата заполнения ____________________________________________________________

Возраст __________________________________Пол______________________________

Школа __________________________________Класс______________________________

  1. Я весь трясусь, когда

___________________________________________________________________________

  1. Если бы все ребята знали, как я боюсь ___________________________________________________________________________
  2. Если тебя разозлили, то нужно ___________________________________________________________________________
  3. Воспитывать детей нужно с помощью ___________________________________________________________________________
  4. Ребенок в семье ___________________________________________________________________________
  5. Мои близкие думают обо мне, что я ___________________________________________________________________________
  6. Я боюсь идти домой, когда ___________________________________________________________________________
  7. Я лучше побуду один, чем с ___________________________________________________________________________
  8. Когда я вижу, что кого-то бьют, я ___________________________________________________________________________
  9. Бить другого можно, когда ___________________________________________________________________________
  10. Ребенок с опаской относится к окружающим, потому что ___________________________________________________________________________
  11. Применение физической силы к более слабому ___________________________________________________________________________
  12. Родители кричат на детей, когда______________________________________________________________________
  13. Когда у меня будут дети, я никогда ___________________________________________________________________________
  14. Наша семья была бы идеальной, если бы не ___________________________________________________________________________
  15. Я хочу побыть один после ___________________________________________________________________________
  16. Я убежал бы из дома, если бы ___________________________________________________________________________
  17. Больше всего я не люблю, когда мои родители ___________________________________________________________________________
  18. Я хочу, чтобы меня ___________________________________________________________________________
  19. Приемлемое наказание – это ___________________________________________________________________________

 

Спасибо!            

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА «ПАРОВОЗИК» (ВЕЛИЕВА С.В.)

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет. Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.». Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: Позиция вагончика Комментарии, высказывания ребенка

Обработка данных.

1 балл – вагон фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый,

коричневый на - 3 позицию;

красный, желтый, зеленый – на 6.

2 балла - вагон фиолетового цвета на 1 позицию; черный, серый, коричневый

на - 2 позицию; красный, желтый, зеленый – на 7; синий на – 8.

3 балла – черный, серый, коричневый – 1 позиция; синий на – 7; красный, желтый, зеленый – на 8.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказалось

менее 3, то психическое состояние оценивается как позитивное.

При 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени ( НПС нс)

При 7-9 баллов – НПС средней степени.

Больше 9 – НПС высокой степени.

 

 

 

 

 

 

Методика «Цветик-восьмицветик» (Велиева С.В.)

Цель: выявление отношения ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье.

Материал: разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры – беседы.

Инструкция:

1. Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе;

2. Выбери лепесток, цвет которого, похож на маму;

3. папу;

4. брата;

5. дедушку;

6. бабушку

и др. членов семьи, которых называет ребёнок.

 

Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребенка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи.

 

Желтый: «близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость.

Красный: «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности.

Голубой, синий: «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы.

Зеленый: «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.

Фиолетовый: Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом.

Коричневый: Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка.

Серый: Неэмоционален, угнетает активность ребенка. Самолюбив, критичен, придирчив к ребенку.

Черный: Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом.

Разделы сайта