Критерии жестокого обращения над детьми:
По Н.К. Асановой (1997), понятие злоупотребления и жестокого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:
- причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения;
- создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку;
- совершает или допускает сексуальное злоупотребление в отношении ребенка.
Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.
Физическое насилие также трактуется как действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.
К физическому насилию относятся: телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.
В подростковом возрасте, периоде взрослости, в собственной семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими.
Очень важной чертой жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей.
Когда ребенок не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.
Группа риска по совершению физического насилия
- Семьи, где родители (или один из них) являются алкогольными аддиктами и (или) употребляют психоактивные вещества)
- Семьи, где родители (или один из них) имеют психические заболевания
- Семьи, в которых нарушен эмоциональный климат (частые ссоры и скандалы)
- Семьи, где родители предъявляют к детям чрезмерные. Несоответствующие возрасту требования
- Семьи, где родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи
Причины физического насилия
- Особенности личности ребенка (ребенок-инвалид, неизлечимая болезнь, умственная отсталость, гиперактивность, несоответствие ребенка ожиданиям родителей, импульсивность, агрессивность);
- Особенности личности родителей (тревожность, импульсивность, ригидность, убежденность, что в системе воспитания должны присутствовать физические наказания, низкий уровень образования, нежелание быть родителем, нарцисстические черты, садо-мазохистические черты);
- Особенности психологической атмосферы семьи (отсутствие навыков выражения эмоций в адекватной форме, затруднения родителей в распознавании потребностей детей, психические заболевания родителей).
Индикаторы физического насилия у детей:
Резко выраженная боязливость ребенка;
Ярко выраженный страх взрослых людей;
Неадекватное поведение ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;
Наличие различных травм у детей (переломы черепа и костей, повреждения мягких тканей, ожоги, ушибы и др.);
Повторяющиеся травмы ребенка (повторные и/или отсроченные обращения к врачу);
Отсутствие желания у ребенка искать помощи у взрослых в устрашающей для ребенка ситуации;
Формирование модели приспособительного поведения
Стремление избежать конфликтных ситуаций и отсутствие знаний и умений для разрешения конфликтов.
Пренебрежение
Пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Признаки пренебрежения
- Отставание в физическом развитии (росте, весе);
- Постоянный голод, жажда;
- Стремление привлечь к себе внимание;
- Подавленное настроение, пассивность;
- Агрессивность;
- Делинквентное поведение;
- Регрессивное поведение;
- Низкая школьная успеваемость;
- Сниженная успеваемость;
- Социально-педагогическая запущенность;
- Интеллектуальная недостаточность и пр.
Признаки пренебрежения
Дети первого года жизни (задержка физического развития, повторяющиеся инфекционные заболевания, частые госпитализации)
Дошкольники – маленький рост, низкий вес, задержка речевого развития, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, безответственность
Школьный возраст младший – плохое здоровье, маленький рост, малый вес, плохая успеваемость, энурез, энкопрез, отсутствие друзей, склонность к уединению, агрессивность, гиперактивность
Подростковый возраст – малый рост, малый вес (или ожирение) плохое здоровье, задержка полового развития, пропуски занятий, употребление алкоголя, курение, воровство, лживость
Особенности внешнего вида (при пренебрежении):
Утомленный, сонный (часто опухший) вид;
Санитарно-гигиеническая запущенность (грязен, с немытой головой, грязная одежда, ноги, шея, и др.);
Чесотка и педикулез (вши)
Склонность к кражам ввиду постоянного голода;
Отставание в развитии;
Привлечение внимания к себе любым способом;
Агрессивность и импульсивность (+ апатия, подавленность)
Трудности в обучении, плохая успеваемость; Пассивность в отношениях со сверстниками.
|
|